Психологический подход к искусству, однако, есть лишь подступ к аспекту социологическому. Пытаясь обнаружить специфику социологии искусства, можно сказать, что последняя тесно связана с психологией, но все же имеет свой круг вопросов. Более того, плодотворный подход к искусству, вероятно, требует, чтобы психологическую интерпретацию обогатить социальным контекстом, скажем, ту же теорию установки довести до проблем социальных установок и в творчестве и в восприятии, связать ее с социальным потребностями и социальной ситуацией. Исходным моментом перехода от психологии к социологии, моментом их связей может служить следующий постулат: творческий процесс так же, как и акт восприятия, совершается в определенной социальной среде, от которой исходят импульсы, приводящие в движение сами психические механизмы творчества и восприятия.


В смысле характера и принципа построения теории мы придерживаемся той точки зрения, что социология искусства в целом не может быть построена как дедуктивная #ли аксиоматическая система. Типовой способ получения знания определяется здесь принципами и законами исторического материализма, они же определяют и общее направление научного поиска.


Именно материалистическое понимание места и роли социальных условий в формировании процесса художественного развития человечества, в создании художественных произведений, даже в формировании художественного стиля и формальных средств выражения (конечно, в опосредованном виде) заставляет социолога двигаться в определенном направлении. Исторический материализм диктует необходимость выяснения реальных механизмов взаимодействия искусства и общества, художника и социальной группы, народа в целом. Социология искусства, оперируя категориями классовости, партийности, народности (понятиями именно как категории эстетические), имеет своей задачей раскрыть конкретные механизмы их действия. Кроме того, в ней, надо полагать, могут возникнуть и свои понятия, такие, скажем, как упомянутые «социологический», «политический» или, допустим, «философский», фильмы.


В то же время социология искусства занимается описанием непосредственно наблюдаемых событий: функционированием в конкретной общественной среде духовных предметов (произведений); при этом описании (на уровне этого описания) возможно создание формализованных систем.


В целом же закономерности социологии искусства не обязательно строго формализовать. Так, ответ на вопрос, какие именно социальные условия, потребности и ситуации порождают установку на творчество данного рода и на восприятие данного рода, вряд ли может быть строго категорическим. Предпочтительнее при этом вербальное, а не символико-математическое изложение.


Перефразировав социолога В. А. Ядова, можно сказать, что утверждения социолога, изучающего искусство, должны носить примерно такой характер: при таких-то и таких-то условиях с такой-то вероятностью можно ожидать такие-то основные направления создания художественных моделей действительности и такой-то реакции на эти модели со стороны таких-то и таких-то групп зрителей.


Это не исключает, а, наоборот, предполагает ссылки, с одной стороны, на общетеоретические основания данного утверждения, с другой же стороны, на опытные данные массового социологического обследования; последние вполне могут быть выражены чисто количественными методами.


Если психология искусства выясняет психологически механизмы творчества как особого рода деятельность личности, то социология искусства рассматривает этот же процесс как известное «моделирование» личности в определенных реальных общественных, природных и индивидуальных контекстах. Через искусство личность осознает свое место в обществе, в мире в целом. Искусство может быть рассмотрено социологом как определенное «модельное представление». Но эта «модель», «модельное представление», не возникает как явление сознания единичного индивида. Оно создается под непрерывным воздействием социальной информации, опыта предшествующих поколений и современников, наследованных и фиксированных в языке и памятниках духовной и материальной культуры. «Модель» зависит от среды в неменьшей мере, чем от внутреннего мира творца. «Модель» возникает в соответствии с требованиями средьь От «социума» в известной мере зависит то, какие стороны действительности будут отражены в «модели», что в данном объекте является для творца (употребляя термины психологической теории А. Н. Леонтьева) безликим миром «значений», а что освещено светом «личностного смысла». Купить виагру: http://anelik.ru/viagra