Достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы убедиться, что морской путь из Северной Америки или Японии в Европу, проходящий по арктическим морям, короче примерно на 3500-4000 миль традиционного — через Панамский и Суэцкий каналы. Довольно впечатляющий выигрыш в расстоянии. Тем не менее зададимся вопросом, может ли Северный морской путь (СМП) дать возможность судовладельцам или получателям грузов сократить время их доставки и затраты на транспортировку? Если ответ будет положительный, то что следует сделать, чтобы решить проблему транзитной перевозки грузов (ТПГ)?

Эта сложная проблема включает технические, экономические и политические аспекты. Рассмотрим каждый из них. А начнем с описания фактора, ограничивающего пространственно-временные масштабы арктической морской навигации, т. е. с характеристики ледовых условий на СМП. С ними непосредственно связан технический аспект ТПГ.

* * *

Природный и технический аспекты

Весь цикл формирования ледяного покрова в арктических морях разделяется на два принципиально различных периода: нарастание льда в октябре — мае и его таяние в июне — сентябре. В отдельные годы в зависимости от развития гидрометеорологических процессов границы указанных периодов могут сдвигаться в ту или другую стороны.

В течение первого периода акватории арктических морей заполнены льдами различной толщины, что при любом изменении ледовой ситуации требует ледокольного обеспечения ТПГ.

Мощность ледокола в этот период должна обеспечить ему минимальную ледопроходимость около 2,5 м, а с учетом необходимости преодоления участков торосистого и многолетнего льда до 3,5 м. Оценка дана, исходя из того, что ледоколу необходимо обеспечить непрерывное движение по всей трассе.

В течение второго периода акватории арктических морей постепенно освобождаются ото льда. Сроки летней навигации традиционно определялись в зависимости от начала его таяния и взлома припая до нового ледообразования. Летом протяженность сплоченного льда существенно сокращается, что позволяет уменьшить требуемое по сравнению с зимой количество ледоколов. Многолетняя и сезонная неравномерность в возникновении «легких» и «тяжелых» навигаций в летний период на различных участках СМП позволяет перераспределять ледоколы, варьировать их мощностью. В ровных слабо-торошенных льдах предельная проходимость ледокола может составлять 1,4—1,6 м, что обеспечит ему непрерывное движение. Но с учетом сжатия льда — важнейшего фактора, лимитирующего плавание в Арктике — эти величины будут выше. В Арктике при переходе от лета к зиме увеличиваются скорость ветра, прочность льда, а соответственно — вероятность более частых и сильных сжатий, особенно на восточном участке СМП. Все эти особенности формирования ледовых условий накладывают свой отпечаток на определение максимальных значений проходимости ледоколов и в значительной мере влияют на развитие судоходства в Арктике. Привет парни, помните я говрил что есть сайт на котром девушки по веб камере общаются с простыми пользователями, так вот это не Чат Рулетка! Вы не угадали, сайт называет Рунетки - это эротический чат в котором полностью голые девушки устраивают эротическое шоу, да, именно шоу программа для вас и всех посетителей виртуального видео чата. Так что не стоит тупить, следует просто заходить на портал, выбирать девушку и наслаждаться предствлением у себя дома.