В любом обществе существует не только специфическое для него. Как в буржуазном обществе не все сущее буржуазно, так и в реальном социализме не все социалистично. Более того, как показывает история, и в том, и в другом обществе могут получить большее или меньшее распространение чуждые для любого цивилизованного общества явления.

Диалектика реальной жизни такова, что все эти разнородные элементы (при всей их противоречивости, конфликтности и даже взаимоисключаемости) могут в течение определенного времени сочетаться. Тогда-то коррозия и деформация охватывают все большие участки данного общественного устройства, и вопрос о его существовании переходит в разряд проблематичных.

Развиваемое здесь представление о критериях социалистичности вместе с тем означает, что движение к социализму может начаться (и началось) на иной, чем в социалистических странах, почве. Это — важное свидетельство объективности данного процесса, независимости его от идеологических установок. Приходится, однако, констатировать, что данная сторона дела слабо изучена и подлежит специальному обсуждению. Под таким углом зрения необходимо рассмотреть прежде всего теорию и практику социал-демократической альтернативы.

Около двадцати лет тому назад мною было показано, что бытовавшее тогда представление, сводящее подготавливаемые капитализмом объективные предпосылки социализма к материально-техническим предпосылкам, не соответствует ни воззрениям классиков марксизма-ленинизма, ни реальным процессам. В данной связи речь шла о том, что предпосылки социализма возникают и в сфере производственных отношений. Такая постановка давала некоторые подвижки в трактовке специфики современного буржуазного общества. Но сегодня они, видимо, недостаточны. Возникает вопрос: может быть, точнее, правильнее говорить не просто о формировании предпосылок социализма, но и о начале движения к нему в ином варианте, чем известный прямой путь (предпосылки социализма — революция — переходный период к социализму)?

С этих позиций необходимо по-новому рассмотреть и вопрос о социализме и капитализме как альтернативах. До недавнего времени она сводилась к прямому противопоставлению того и другого строя. В глубинных структурах противоположность, конечно же, неизбежна. Однако возрастание значимости общечеловеческих ценностей, усиление взаимозависимостей в современном мире, его глобализация указывают на то, что акцент в соревновании двух систем смещается с их противопоставления на соревнование между ними в том, кто из них дальше продвигается в решении общих проблем. А это означает, что альтернативность в новом ее понимании не только не исключает, но и предполагает взаимодействие, взаимообогащение, сотрудничество ради прогресса. Играть в нашем официальном интернет казино Вулкан Ставка игровые автоматы можно тут.