В наш век, когда всё не только очень сложно, но и очень быстро меняется, когда системные процессы со многими составляющими сложны как галактика и не всегда подвластны целым коллективам разработчиков и исследователей, что нового можно сказать об индивидуальной постановке цели или моделировании ситуации?Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам в работе "Программы и структура поведения…" описали процессы, проходящие в психике человека в виде плана и образа: "Всякое полное описание поведения должно быть пригодным для того, чтобы служить перечнем инструкций, то есть оно должно обладать характерными чертами плана, который может руководить описываемым действием… Когда организм выполняет План, он делает это шаг за шагом, завершая одну его часть и затем переходя к следующей".Задача психолога- помочь осознанно или подсознательно создать план достижения цели.Задача психолога или другого специалиста, работающего методами НЛП, часто понимается как выполнение этого плана более осознанно, чётко представляя конкретную цель (образ), ресурсы, препятствия. Или даже менее осознано, предоставляя отдельные моменты выполнения плана подсознанию, при этом сохраняя за сознанием саму идею плана, руководящего действиями. По модели ТОТЕ "действие возбуждается "несоответствием" между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Действие сохраняется до тех пор, пока несоответствие … не устраняется"По этой модели в организме есть некие критерии достижения. Если есть несоответствие между нынешним состоянием и этими критериями, действие возбуждается. Если соответствие достигается, действие прекращается. Получается, организм как бы знает наперёд, что ему надо. При завершении выполнения отдельного элемента плана (или всего плана в целом) по этой концепции на каждом уровне включается петля обратной связи ТОТЕ и идёт коррекция выполнения.Случаи блокирования инструкций по выполнению плана.В практической работе психолога можно столкнуться как с великолепными результатами использования петли обратной связи для достижения целей, так и с блокированием определённых инструкций. Считается, в этом случае надо просчитать вторичные выгоды, сделать рефрейминги или предоставить эту возможность подсознанию, но, тем не менее, выполнение некоторых целей не осуществляется. Например, у некоторых клиентов блокируется достижение цели "стать стройнее" даже при успешном налаживании контакта с подсознанием, и выполнении массы более значительных целей. У некоторых, но не у всех блокируется цель "стать более доброжелательным", даже если после сознательных и подсознательных экологических проверках доказано, что достижение этой цели будет благотворно влиять на личностное развитие и полезно для окружающих. Осуществляя поиск ответа на блокируемые вопросы, психолог и его клиент каждый раз уходят от прежней цели, наталкиваясь на новые важные моменты, которые можно, нужно и возможно решить. Например, для женщины "стать стройнее" может означать не приобретение, а потерю привлекательности среди знающих её мужчин. Поэтому она интуитивно переключается на совершенно другие вопросы. Через некоторое время женщина вспоминает о прежней цели, вновь ставит её, но даже не приближается к её осуществлению.Вариант представления о голографическом строении психики.Можно конечно сказать, что здесь вмешиваются более глубинные подсознательные процессы. Будем исходить из принципа голографического строения психики человека, о чём писали многие авторы, например Майкл Талбот. Если исходить из этого принципа, любые самые глубинные процессы и идеи имеют своё представительство на поверхности. Если мыслить по аналогии с тем, что все внутренние органы человека имеют свои проекции на коже (ушной раковине, руках, стопах и даже лице), то, скорее всего, мы согласимся с Фрейдом, что всякое нечто ушедшее в глубину имеет своего представителя в доступной изучению и обозрению зоне психики. Поэтому то, что блокирует достижение некоторых целей, тоже имеет своё представительство в той части психики, с которой легко общаться и есть возможность установить связь.Обычная постановка целей - линейный процесс.Обычная постановка цели является линейным процессом. Разбивка больших целей на более мелкие частные цели – то же линейный процесс. Можно утверждать, что при построении модели настоящего системного явления, которым является всякий повторяющийся сложный процесс психики человека, невозможно, разбив его на кусочки, вычленить пошаговые инструкции, отдельные ТОТЕ. Поскольку всякая система больше, чем сумма её частей и сложнее устроена, чем каждая её часть, то любая пошаговая инструкция для отдельной части выхолащивает саму системность из моделируемого процесса.Помощь психолога в системных вопросах.Помощь психолога наталкивается на новые непредвиденные трудности, когда дело касается сложных системных процессов. Любая работа психолога частична или неудовлетворительна, если он работает с частью системы, а вопрос клиента носит системный характер. Более того любая частичная работа, не затрагивающая всю систему проблемного пространства, часто ухудшает действие системы.Успешна работа психолога, когда это конкретная помощь в линейных процессах, где всё-таки можно чётко поставить цель, или это гипнотическое внушение позитивных моментов. При гипнотическом внушении внимание клиента переводится на другие области, где можно поставить чёткую выполнимую цель и достичь большего успеха. В сложных системных процессах, там, где решения принимаются или не принимаются при неясных обстоятельствах и перспективах, помощь психолога лучше использовать в виде поддержки и сопровождения. Возьмём на вооружение утверждение Герберта Саймона, что ни сознание, ни подсознание не в силах просчитать все возможные варианты при множестве переменчивых показателей в сложных процессах. Можно ли всё – таки расширить в этих случаях область психологической помощи и поддержки?Три силы, содействующие стабилизации системы или переходу системы в другое состояние.Если обратиться к истокам НЛП, имеем дело с понятием определённых сил, содействующих переходу из одного состояния в другое. Направление перехода из одного состояния живого объекта в другое обусловлено энергией, информацией и регуляцией. ( Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам "Программы и структура поведения"). Используя понятие движущих сил, есть возможность избежать разбивки системного явления на отдельные области и участки.Если вспомнить метафору большой проблемы, то любая разбивка слона на кусочки, является убийством слона. Оставим животное в покое, не будем вычленять куски из системного явления, и обратим внимание на то, как ведёт себя в системе сила энергии, сила информации и сила регуляции. Не стоит утверждать верность или неверность этих понятий. Скорее всего, это просто удобный образ, ведь договорились же для удобства считать, что по проводам бежит электрический ток, хотя там происходят другие события. Удобные образы помогают в некотором понимании происходящих процессов и в решении конкретных практических задач. Утверждать, что эти силы действительно существуют – это не задача данной статьи. Пусть это будет метафора, с помощью которой возможно лучше осуществлять миссию психолога – поднимать жизнь людей на качественно новый уровень.Несмотря на то, что силу энергии, информации и регуляции трудно разделить, рассмотрим аналогичный пример разделения этих сил. Возьмём любые несколько старших классов в школе. Там учатся один или несколько очень сильных парней, которые решают свои вопросы силой и не раз устраивали драки. Вместе с ними учатся и очень способные ученики, которые мало времени тратят на домашнее задание, но получают отличные оценки. Есть и интересные ребята, не выделяющиеся ни силой, ни умом, однако пользующиеся авторитетом у одноклассников и учителей. Далеко не каждый год, но встречаются ребята, совмещающие силу, развитые способности и умеющие ладить как с девушками и друзьями, так и со взрослыми. Однако средний парень из этой школы будет обладать средней силой, слегка информирован и более-менее умеет управлять ситуацией. Можно сказать, что у каждого парня соотношение энергии, способность получать и использовать информацию и умение регулировать события индивидуальны. Поэтому, деление движущих сил, которые переводят живые объекты из одного состояния в другое на силы энергии, информации и регуляции – это те образы, которые могут помочь лучше разобраться в происходящих процессах.Использование энергии состояния в психологической практике.Разберём несколько возможных вариантов использования таких образов. Например, идёт практическая работа по стабилизации отношений в паре, муж и жена высказывают друг другу определённые претензии. Используя энергию, можно обучить их упражнениям на овладение собственным состоянием, усилить внутренние силы человека, открыть доступ к его ресурсам, наполняем личность ощущением энергии. Мы только тогда можем успешно ставить линейные цели, если они являются голографической проекцией системных сил. Каждая система нуждается в притоке энергии, поэтому при недостатке энергии организуем её поступление. В состоянии повышения энергетических сил семейные проблемы уходят на задний план. В ресурсном состоянии человек по- другому себя ведёт со своими близкими, он/она более благодушен, уступчив, а там, где надо, более силён морально.Использование уровня информированности в психологической практике.Столкнувшись с более сложными проблемами во взаимоотношениях, которые не решаются притоком энергии, можно использовать разные позиции восприятия, то есть организовать приток информации. Это очень важно для того, чтобы каждый побывал на месте другого, посмотрел на ситуацию со стороны и, главное, заглянул в ожидаемое будущее. Обычно на этом этапе пара получает много интересной информации друг о друге и может грамотно этой информацией воспользоваться. Система пополняется информацией и становится более жизнеспособной. Психолог может моделировать систему клиента.Однако при более сильных претензиях, когда ситуация вызывает болезненное напряжение, простая информированность не может пересилить огромного облака взаимных обид. Тогда психологи могут буквально поставить одного человека на место другого, как на системных расстановках, или помочь ему влезть в шкуру другого, когда применяется гипнотические внушения и якорения. В соединении с энергией сила воздействия информации резко усиливается. Если добавить энергии и попросить подсознание человека в гипнотическом состоянии получить информацию о возможном будущем, он получает массу очень необычной и неожиданной информации. Она часто настолько новая, что сама по себе меняет всё восприятие происходящего.Управление способностями изменять состояние и регулировать поток информации в психологической практике.Следующий этап работы психолога с проблемной парой, несмотря на то, что он не приносит ни новых знаний, ни новой силы, наиболее сложен. Возникает вопрос, как управлять новыми способностями изменять состояние, увеличивать и трансформировать свою энергию, получать и отдавать информацию. Психолог часто налаживает вместе с клиентом простейшие способы регуляции отношений, ожидая, что клиент будет сам повторять разработанную схему управления ситуацией.Например, клиент злится на партнёра за мелкие прегрешения так, что буквально набрасывается на него с оскорблениями. Обучение управлению своим состоянием часто воспринимается как некое нежелательное вмешательство. А вот занятие места партнёра и построение вероятного совместного будущего - заинтересует. Всё же по-прежнему у супругов могут случаться припадки раздражительности друг на друга. Тогда возможна регуляция в виде цепочки поведенческих актов - выйти, переключиться, успокоить дыхание и т. д. Если внушить клиенту гордость за регуляцию им совместных событий, он, скорее всего, перейдёт на новые способы управления. Интим досуг в городе: проститутки Челябинск Делюсь ссылкой, не благодари